15 November 2011

Цепь, это не только тяжелый металл...

.. но и немеряно маслянистой грязи.
Вот остались позади первые полтысячи километров. Пришло время обслужить цепь мотоцикла. Всё по правилам: отмыть, проверить натяжение и смазать. Если на словах это звучит кратко, то в реальности всё оборачивается целым ритуалом.
Итак, приступим! Чтоб не было такого же развлечения как со сменой масла, пытаюсь хоть чуточку продумать, что меня ждёт. Первый этап - это помыть цепь. Тут  понадобится моющая жидкость, щётка, ёмкость для жидкости, сток для жидкости и вывешеное заднее колесо. Сказано - сделано. Мот ещё при смене масла научился приподнимать, баночку нашел в гараже, щётку взял зубную, отработавшую свой срок, у Лизы, мыть буду салярой, оставшейся после смены масла, сток организовал из бокового щитка радиатора от УАЗки, уложеного на лишнюю деталь Серёгиного скутера. Ура, можно мыть цепь! Мою 10-ть минут, 20-ть минут, да ёли-пали, 40-к минут. А в гараже не жарко нихрена, половинка ворот на распашку, т.к. сток саляры на улицу идёт.
На улице ночью было -2, сейчас около +2. Сижу на корточках, как тру-гопник, пальцы ног в обуви задубели, а пройден только первый круг цепи. Надо ещё один оборот сделать, т.к. за первый отмывается наружная сторона, а за второй - внутренняя. Встал, попрыгал, поподбрасывал ноги как в водевиле, пальцы малость ожили. Продолжаю ещё минут 40-к отмывать цепь с внутренней стороны. Пока вожусь, подъезжают соседи по ГСК, минут 5-ть базарим за жизнь, за мотоцикл, и мужики удаляются в свой гараж решать насущные проблемы. Вот и года не прошло как цепь помыта и протёрта. Теперь даже потрогать можно и не остаётся грязи на руках. Запускаю двигатель, врубаю 1-ю, и мотор на холостых проворачивает висящее колесо.
Задумываюсь о покупке специальной приблуды, зовущейся в народе "цепемойка". По сути, это пластиковая коробочка со щёточками и дренажем, в которую можно подавать моющую жидкость. Стоят недорого, со слов пользователей лечат неимоверно. Но про качество отмывки молчат. Как попробую - скажу, т.к. есть с чем сравнить.
Второй этап - проверка натяжения. Для этого надо нагрузить задний амморт так, чтоб три оси (ведущей звёздочки, оси качания маятника и ведомой звёздочки) стали в одну линию. В таком положении цепь натянута максимально. Но это ещё не всё. Так как на практике цепь растягивается неравномерно, надо найти момент наибольшего натяжения, прокручивая колесо. Только найдя такое место, надо натягивать цепь, чтоб можно было её оттянуть, ровно между звёздами, одним пальцем, на 10-15мм. Афигеть! Как реализовать такое пока не знаю. Поэтому было принято решение оценить на глаз натяжение цепи. Подкатил на мотике к соседям, попросил двоих мужиков оседлать мот и малость протолкать по асфальту. Сам тем временем следил за натяжкой цепи. Ничего ужасного не увидел. Цепь как цепь, не перетянута и не провисает. Пусть пока так будет, а там, глядишь, что-то придумается.
Третий этап - смазка. Специально для этого дела был куплен балон цепесмазки от Motul. Надо заметить, всю жизнь смазывал цепь велосипеда жидкой смазкой от Motorex. Брал шприц с затупленой иглой, затягивал из флакона кубик масла и по капельке в каждое звено цепи. Начитавшись всяких умностей про мотоцепи, могу сказать абсолютно ответственно, жидкие смазки тут не проканают. Масло просто вылетит на первых же километрах. Всё дело в большой скорости вращения колеса. Вот у MTB диаметр 26 дюймов, а тут всего 17-ть. А средняя скорость в три раза больше. Когда цепь огибает ведомую звёздочку, на неё действует весьма неслабое центростремительное ускорение (ЦСУ), вот оно то и вытягивает всю жидкую смазку из цепи. И какой ассиметричный ответ дали мотохимики? Они сделали вязкую смазку с растворителем! Смазка из балончика жидкая как масло, затекает в звенья аж бегом. Но минут через 20-ть, когда растворитель испаряется, она становится вязкой и ей почти плевать на это клятое ЦСУ. Ах да, чуть не забыл, цепь на мотоцикле ещё и нагревается. Поэтому смазка должна быть вязкой в большом диаппазоне температур. Если кому интересно, даже видео на сайте Motul есть.

No comments:

Post a Comment